Главная | Книжная полка | Геопатогенные зоны | Гороскоп здоровья | Нумерология | Безопасная магия | Мантры | Мудры | Аффирмации | Исполнение желаний | Золотые правила фэн- шуй | Молитвы | Теневой гороскоп | Гадания on-line | Лунный календарь | Распределение оздоровительных мероприятий в лунном цикле | Очищение организма | Календарь чисток | Основы питания | Индивидуализация собственного питания | Избавляемся от паразитов | Биосинтез и биоэнергетика | Индивидуальная конституция | Кризисы и оздоровительный процесс | Движение | Голодание | Дыхание | Водные процедуры | Сознание человека и его роль в оздоровлении | Методики работы с собственным сознанием | Биоритмология | Уринотерапия | Затруднения, возникающие при реализации оздоровительной программы | Создание собственной системы оздоровления | Разбор оздоровительного процесса при некоторых заболеваниях | Коррекция кармы | Общие вопросы оздоровления


Методики работы с собственным сознанием


Холотропная терапия Термин "холотропный" происходит от греческих слов "цельный" и "движущийся в направлении к...", и означает "направленный на восстановление целостности" или "движение в направлении цельности". Станислав Гроф на основании тридцатилетнего опыта изучения терапевтических возможностей изменённых состояний сознания, получаемых с помощью наркотиков (психоделических средств) и других нефармокологических воздействий, совместно с женой Кристиной разработал холотропную терапию("Исцеление без лекарств. Холотропная терапия" С-Петербург. 1993).Она включает управляемое дыхание, провоцирующую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, направленную на работу с телом, рисование мандал.
Сеанс холотропной терапии проводиться следующим образом. Человек принимает удобную позу, закрывает глаза и концентрируя внимание на дыхании и физических ощущениях, начинает дышать несколько сильнее и чаще, чем нормально.
Как и в Ребёфинге, до сеанса человеку разъясняется что он должен принимать любые переживания с полным доверием и без каких-либо оценок. Просто наблюдать переживания, регистрировать их и не удерживать: дать им уйти.

Через некоторое время после начала сеанса (длительность подобного сеанса у каждого человека строго индивидуальна), "наружу" начинают выплывать сильные эмоциональные переживания и появляется соответствующая им тетания. По мере продолжения дыхания эмоциональное и физическое напряжение растут до момента самопроизвольного расслабления и умиротворения. Физическое напряжение наблюдается в местах расположения чакр и проявляется в форме опоясывающих давлений, болей в голове, глазах, сдавливании горла, сжатия челюстей, тесноты в груди, сдавливания живота и нижней части тела. Кроме этого, попутно возникает напряжение в руках и ногах, в кистях и ступнях, шее, плечах, пояснице - там , где имеется напряжение.
Воздействие дыхания можно дополнительно усиливать используя специальную музыку (различные варианты ритуальной музыки разных стран мира) с целью большего и качественного изменения состояния сознания. Групповая практика также способствует более мощному воздействию в изменении сознания.
Гроф подчёркивает, что в идеальном варианте активное дыхание само по себе активирует материал бессознательного (под "бессознательным" понимается кармические отложения непосредственно в первичном сознании и менее глубокие в полевой форме жизни), способствует его высвобождению. Но если сеанс заканчивается, а остаточные напряжения и неприятные эмоции сохраняются, он рекомендует применять особую работу с телом.
По мнению Грофа, нуждающегося в помощи человека необходимо побудить полностью подчиниться всем возникающим эмоциям, ощущениям и самопроизвольным движениям тела (издаваемые звуки, гримасы, позы, движения), при этом не анализировать происходящее. Это подчёркивает моё наблюдение, что "эмоциональный мусор", сдержанный порыв к выполнению движения, не оформленная мысль остаются в полевой форме жизни в виде энергетического следа (раковины, завихрения). Дыхание активизирует весь этот материал на естественный выход из тела. В результате то, что вы думали сделать, но не сделали - выводиться в виде движения; хотели сказать, но не сказали - выводиться в виде возгласов; хотели выразить какой-то эмоцией, но подавили - выводиться в виде гримасы или позы. Эта работа должна продолжаться до тех пор, пока всё активированное дыханием не проявиться в полной мере и не наступит полное расслабление тела.
Методы, прокладывающие доступ к бессознательному, стремятся в первую очередь активизировать чувственные органы (иначе, с помощью чего мы можем ощущать, что имеется в полевой форме жизни). В результате и бессознательное стремиться активизировать прежде всего чувственные органы (а мы уже знаем, для того чтобы осознать самое себя, полевая форма жизни должна произвести "инструмент" под названием обыденное сознание с его подразделами на внешнее и внутреннее сознание; внешнее сознание в доступе к бессознательному нам мешает и его надо отключить, а внутреннее сознание активировать). И поэтому для многих людей анализ глубинных слоёв психики начинается с различных неспецифичных чувственных переживаний ("видят" цветные геометрические фигуры,"слышат" звенящие и гудящие звуки, появляются различные ощущения в различных частях тела, вкусы, запахи и т.д.).

Очищение дыханием (Пневмокатарсис) . Очень давно было известно, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, можно оказывать влияние на состояние сознания. Например, ессеи практиковали такую форму крещения - посвящаемого погружали под воду таким образом, что он практически как бы тонул и тем самым переживал смерть и последующее возрождение. Глубокие изменения в сознании можно вызывать изменением частоты дыхания, замедлением и комбинацией этих приёмов. Особенно много подобных приёмов в древнеиндийской науке о дыхании - Пранайаме. Ритм дыхания также оказывает большое влияние на психику, чем пользовались в ритуальных методиках: балийский гимн обезьян, эскимосская горловая музыка, суфийские песнопения.
В результате экспериментов Гроф пришёл к выводу, что учащение дыхания в сочетании с полной концентрацией на теле и осознанием внутреннего процесса наиболее эффективны. Помните - психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания.
Гроф описывает два способа выхода эмоционального мусора. Первый имеет форму катарсиса и отреагирования, которое заключается в подёргивании, дрожании, покашливании, перехвата дыхания, рвотные позывы, вскрикивания и т.п., что означает усиление деятельности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Второй, заключается в том, что глубокие напряжения проявляются в виде длительных сокращений и затянувшихся спазмов. На поддержание такого мышечного напряжения организм затрачивает огромное количество собственной энергии, и освобождаясь от него гораздо легче функционирует.
Типичный результат холотропного сеанса глубокое эмоциональное освобождение и физическое расслабление.

Целительный потенциал музыки. Различные формы звукового воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания. Монотонная барабанная дробь и песнопения были основным инструментом шаманов в различных частях мира (здесь используется утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга, что вызывает гипнотическое состояние). Различные барабанные ритмы оказывают, согласно лабораторным данным, сильное влияние на мозговую деятельность.
Во многих духовных традициях изощрённо разработаны приёмы звукового воздействия, вызывающие не только состояние транса, но обладающие целенаправленным влиянием на его течение. Сюда прежде всего относятся тибетское многоголосое пение, священное песнопение различных суфийских орденов, древнее искусство Када-Йоги (способа единения через звук). Давно известно о специфической связи между определёнными звуковыми вибрациями и чакрами. Систематически используя это знание, можно оказывать влияние на состояние сознания в желаемом и предсказуемом направлении. Вот несколько примеров подобного использования музыки.
Гроф указывает, что хорошая музыка обладает особой ценностью в необычных состояниях сознания. Она помогает обнаружить старые забытые эмоции и выразить их, усилить и углубить процесс, а также придаёт смысл переживаемому, делает его более значимым. Продолжительный музыкальный "поток" создаёт несущую волну, которая помогает человеку двигаться сквозь трудности переживаемого опыта, преодолевать психологическую защиту, смиряться и освобождаться. Особым образом подобранная музыка способствует активации скрытой агрессии, физической боли, сексуальным или чувственным ощущениям и т.п.
Чтобы использовать музыку в качестве ускорителя активации эмоционального мусора, необходимо научиться по-новому слушать её и относиться к ней. В холотропной терапии очень важно полностью подчиниться музыкальному потоку, позволить ему резонировать во всём теле и отвечать на него в самопроизвольной манере. Это означает дать волю всему, что возникает под действием музыки: крику, смеху, любым звукам, поднимающимся на поверхность, различным гримасам, верчению отдельными частями тела, вибрациями или изгибаниями всего тела и т.п. При этом вы не должны делать попытку угадать композитора, оценить исполнение и т.д. Другими словами, слушая музыку уберите аналитический ум. Ваше дело позволить музыке самопроизвольно действовать на психику и тело. В этом случае музыка становиться мощным инструментом воспроизведения и поддержания необычного состояния сознания. Комбинация музыки с дыханием приводит к взаимному обогащению приёмов и способствует достижению воздействия удивительной силы.
Что касается подбора музыки, то выбор очень широк - от классической, роковой до естественных звуков природы (шум ветра, голоса волков, пение птиц, звуки насекомых и т.д.). Отдавайте предпочтении музыке высокохудожественной, малоизвестной, не имеющей конкретного содержания. Если в ней имеются слова, то они должны быть на незнакомом вам языке. Подбор музыки осуществляется в зависимости от того, какой эмоциональный мусор вы хотите активировать и вывести.
На основании своего опыта, Гроф советует применять на первых сеансах музыкальные произведения "Время - ветер" и фрагменты из "Альбома Х" немецкого композитора Клауса Шульца, "Шакти" Джона МакЛафлина, "Остров мёртвых" Рахманинова и суфийские записи под названием "Исламское мистическое братство".
Весьма эффективными для серединных сеансов холотропной терапии оказались произведения американского композитора Элана Ованиесса - "Все люди - братья", "Таинственная гора", "И создал Бог больших китов"; музыкальные отрывки из "Планет" Хольста ("Марс"); "Поэмы экстаза" Скрябина, "Весны священной" Стравинского; балета "Ромео и Джульетта" Прокопьева ("Монтекки и Капулетти", "Склеп Ромео и Джульетты"). Среди этнических образцов - "Балийский гимн обезьян" и подлинные записи африканский тамтамов.
На последних сеансах холотропной терапии, когда их участники успокаиваются, выбор музыкальных произведений смещается в сторону плавных медитативных отрывков: "Гарольд в Италии" Гектора Берлиоза; "Канон в Д" Пачелбелла; "Возрождение кельтской арфы" Элана Стивелла; "Внутри Тадж-Махала", "Внутри Великой пирамиды" Пола Хорна; "Гобелены Биг Сура" Чарлза Ллойда; американскую суфийскую музыку "Хабиббийя"; музыку для флейты с нагорий Анд ("Урубамба"), японскую "Шакухачи"; музыку для дзен-медитаций и для йогических медитаций Тони Скотта, тибетское многоголосое пение, различные индийские раги, бхаяны и киртаны (особенно песнопение "Ом Нама Шивайя") и другие записи группы Ганешпури, а также музыку Стивена Халперна, Джорджин Келли, Пола Винера и Брайяна Эно.
Рекомендации музыкального звучания во время сеанса холотропной терапии следующие: в самое начале музыка должна спровоцировать и активизировать зажатый эмоциональный мусор, в середине довести его до кульминации - выхода, а затем успокоить человека. Один сеанс холотропной терапии может продолжаться от трёх до пяти часов. Обычно между третьим и четвёртым часом происходит "прорыв" зажатостей, что означает успешность сеанса и его завершение.

Направленная работа с телом. Это последний компонент холотропной терапии, но он используется только тогда, когда в этом возникает необходимость. Основным указателем необходимости направленной работы с телом является ситуация на последних стадиях сеанса (обычно через полтора-два часа), когда дыхание и музыка не приносят полного выхода эмоционального мусора и не вызывает расслабления тела.
Основной принцип работы на этом заключительном этапе холотропных сеансов - сфокусировать внимание на физических дискомфортах, руководствуясь указаниями тела. Для этого рекомендуется усилить симптом. Например, напрячь мышцы шеи и принять положение, обостряющее боль в голове и шее; если обнаруживается блокировка в тазовой области, то следует приподнять таз и напрячь мышцы живота и ягодиц. Это напряжение рекомендуется поддерживать возможно дольше, не мешая другим частям тела проявить себя так, как им требуется в данной ситуации. Как только эмоциональный и физический дискомфорт исчезнут, человек самопроизвольно расслабиться и успокоиться.
Процедура холотропной терапии. В самом начале, до сеансов, происходит ознакомление человека с развёрнутой картографией психики, включая уровень биографических воспоминаний, элементы процесса рождения-смерти и трансперсональные переживания. Разъясняется и подчёркивается, что все эти переживания вполне нормальны. В течении подготовительного периода участники сеансов знакомятся практически со всем спектром возможных переживаний, и некоторые из них могут иметь значимую личностною мотивацию. Если не произвести такого ознакомления, не сделать соответствующих предупреждений, то возникающие переживания могут не принести желаемых результатов и оказаться препятствием, так как в нашей культуре существует сильное противодействие переживаниям подобного рода.
Что касается методической стороны, то участников просят оставаться до конца сеанса в расслабленном положении, с закрытыми глазами, концентрируя внимание на эмоциональных и психосоматических процессах, возникающих от дыхания и музыки, подчиняясь им с полным доверием и без рассуждений.
Подготовка включает обсуждение правил предстоящей процедуры и принципов работы с телом, если таковые потребуются. Далее можно приступать к планированию сеанса. Комната для его проведения должна быть достаточно изолированной от внешних воздействий и такой, в которой возможна полная свобода самовыражения (громко шуметь и т.д.). На полу мягкое покрытие или матрацы. Необходимо иметь достаточное количество гигиенических пакетов для тех, кого может тошнить или рвать во время сеанса.
Всем участникам рекомендуется удобная одежда. Следует снять с себя всё, что может мешать дыханию и движению: очки, тяжёлые серьги, браслеты, пояса, часы и т.д.
С особой осторожностью необходимо подходить к больным сердечными приступами, имелась кардиохирургия, церебральные кровоизлияния, злокачественная гипертония, прогрессирующие атеросклерозы, артериальные аневризмы, не вполне зажившие хирургические раны. Противопоказанием сеансов холотропной терапии является беременность, эпилепсия, момент обострения любой болезни, страдающими привычными вывихами и патологической хрупкостью костей.
Желательно начать сеанс с короткой медитации и расслабления. Для этого выбирается положение лёжа, руки лежат ладонями вверх, а ноги слегка разведены. Далее концентрируете внимание на дыхании (вдох быстрый, выдох пассивный - гоняете воздух в области носа) и увеличиваете его частоту. После того, как дыхательный ритм усилился, вы должны подчиниться музыке, дыхательному ритму и любому возникающему переживанию.
В большинстве случаев холотропных сеансов, постепенно нарастает эмоциональное и физическое проявление, достигает своей высшей точки и неожиданно ослабляется (разрешатся). После разрешения дыхание становится замедленным (2-3 цикла в минуту). Следует полежать спокойно некоторое время, пока всё не придёт в норму. На этом сеанс оканчивается.

Рисование мандал. Во время сеанса холотропной терапии человеку предлагается набор цветных мелков или специальных карандашей и большой лист бумаги с нанесённым на нём контуром круга, который можно заполнять любым приёмлемым способом. Это может быть простая комбинация цветов, абстрактный рисунок и т.п. Полученная таким образом мандала может быть использована как уникальное средство документирования необычных переживаний, помогающее их интеграции. В дальнейшем можно работать с этой мандалой (смотреть на неё во время сеанса и входить в образ). Она будет катализатором процесса самоанализа. Гроф подчёркивает, что многие люди систематически рисовавшие мандалы лучше понимали свои необычные переживания и успешно их интегрировали.